Народность Вепсы


Небольшое сообщество коренных жителей севера, коренной народ Карелии, финно-угорского происхождения, проживающих на северо-востоке Ленинградской области и северо-западе Вологодского края, а также юго-западного побережья Онежского озера в Карелии, называются вепсами. Расселение идет небольшими племенами, и перемежается полосными поселениями россиян. Сами вепсы называют себя “лядиникад”, а южные карелы именуют себя “бепся” или “вепсь”. Русское население называло эту народность чудью. Такое название сохранялось вплоть до Октябрьской революции 17 года. В Карелии проживает более половины всех Вепсов России. По данным переписи 2010 года их насчитывается 3423 человек ,при ообщей численности 5936 человек .

История народа


Образовался этнос вепсов одновременно с формированием других народностей, проживавших на территории побережья Балтийского моря и Финляндии. Их окончательное отделение происходило во второй половине первого тысячелетия нашей эры. К концу X столетия, они расселились на юго-восток Ладожского озера. Первые описания народности, сделанные летописцем остготов Иорданом, которые относят к VI веку нашей эры, описывают племя “васов”. Летописи русичей, датированные IX веком, именуют эти народы “весью”. Арабы, в X веке, пишут о народах “вису”. Основными источниками росичей считаются летописи. Даже “Повести временных лет” говорят словами Нестора-летописца о племени чудь, сидящем “близ моря Варяжского”, именуя варяг находниками, то есть пришлыми, а народ весь первонасельниками. Упоминаются они и в “Датской истории”, написанной Саксоном Грамматиком в 1220 году, больше информации содержит “Описание северных островов” северогерманского хрониста Адама Бременского.
Эти народы, объединившись со словенами и кривичами, принимали участие в формировании Древнерусского государства, как народ, обладающий стратегически важным положением, живущих на северных торговых путях. Земли между Ладожским и Онежским озерами считаются историческим ареалом обитания племен чудь. Постепенно они продвигаются на восточные земли. Небольшая доля племени селилась рядом с представителями других народов и ассимилировались в них. Такие передвижения наблюдались в XII-XV веках, когда народы веси двинулись к верховьям речки Свири, слились с местными жителями людиками и ливвиками, и потерялись, как народ.
Большая часть вепсов оставалась в пределах Новгородской земли, а с присоединением Новгорода к Московскому царству, стали государственными черносошными крестьянами. В XVIII веке, веси приписаны к Олонецким оружейным заводам, и Лодейнопольской судоверфи.
Впервые попробовали определить численность народности вепсов, в 1835 году. В Олонецкой губернии проживало тогда 8550 человек, и Новгородской 7067 человек. В XIX веке, численность весей почти удвоилась, и составляла более 25 тысяч. В послереволюционные годы, происходило создание национальных районов, Винницкого в Ленинградской области, и Шелтозерского в Карельской республике. Появлялись сельсоветы и коммуны. Во второй половине прошлого века, усилились процессы расселения весей в другие регионы, и ассимиляции народа. К концу восьмидесятых годов, их численность не превышала 8 тысяч человек.

Где живут сейчас

На южных склонах Вепсской возвышенности, вдоль границ Ленинградского и Вологодского регионов, с севера на юг тянется поселок Шимозеро. Большинство поселенцев перебрались на юг Онежского озера, и в город Посвирья, Лодейного поля.

К юго-западу Онежского озера северные веси, составляют наименьшее количество селений, расположенных на узкой полосе береговой линии с юга, в 30 километрах от истока речки Свири, от сел Гимрека, до села Шокша, что в 60 километрах от Петрозаводска.В Республики Карелия находится три вепсских поселения:Шокшинское ,Шелтозерское, Рыборецкое . А в 1994-2006 годах здесь существовала Вепсская национальная волость центром было село Шелтозеро.

Поселки в верховьях и среднем течении речки Оять, оятские веси. Самое большое число деревень, совпадающих с границами Винницкого района Ленинградской области. Это Винницы, Озера, Ярославичи, Надпорожье.
Наибольшая плотность этнических поселений располагается в Ленинградской области, небольшое сообщество сохранилась после переселения в Кемеровскую и Иркутскую области.
Народ веси, относятся к европеоидной расе восточно-балтийского антропологического типа беломоро-балтийской расы, имеющие примесь уральской. Типичные представители народа веси среднего роста. Голова и лицо не крупных размеров. Лицо плоское, характерна широкая нижняя челюсть, и широкие выступающие скулы. Переносица низкая, нос ровный, не приплюснутый, кончик носа приподнятый. Слабо развит волосяной покров на лице у мужчин, не растет борода и даже брови. Волосы светлые. Глаза светлые и немного суженые.
Общепринятый русский язык. Вепсский язык происходит из финно-угрской ветви уральских языковой группы, прибалтийско-финской подгруппы. Общение на национальном языке используется на бытовом уровне, письменность развивается только с 1937 года. Пять лет до создания нового алфавита, в письменах использовали латиницу. С 1980 года, в основе алфавита используют кириллицу. С этого же года началось изучение языка в начальных классах средней школы. Вышли издания учебников вепсского языка и вепсско-русский словарь. В разговорном языке существует три диалекта, которые можно разделить по группам проживания на южный, средний и северный.
С 2009 года, ЮНЕСКО включила вепсский язык в Атлас исчезающих языков мира, как язык, который находится на грани исчезновения.

Религия

Народность вепсов по религиозным убеждениям относятся к православным. Крещение их было принудительным, и произошло еще в 1227 году, русским князем Ярославом Всеволодовичем. Везде по поселениям строились православные церкви и вводились православные традиции. Наряду с ними, долгое время сохранялись верования в духов, и в шаманов. Лечением больных занимались знахари и ведуны.

Национальные жилища

Семьи коренных вепсов всегда состояли из трех, четырех поколений. Руководил и координировал все работы по хозяйству самый старший в семье мужчина, глава семьи, всегда именовался хозяином, его жена была хозяйкой. Она сама ухаживала за скотиной, убиралась в доме, готовила еду, занималась ткачеством и шитьем одежды. Старшие сыновья после женитьбы уходили из дому, создавая свой дом. Младшие оставались с родителями. Новое хозяйство создавалось за счет приданного полученного за невестой. Это могли быть предметы домашнего обихода, одежда и домашняя скотина. Прожив много лет в браке, и не имея детей, женщина ставшая вдовой, могла получить “пожилое”, заработок за прошедшие годы в семье мужа.
Традиционное жилище, это изба, поставленная на высоком первом этаже, подклете, в нем как правило размещался подвал. Стены рубили из лиственных пород дерева. У вепсов изба строилась т-образно. Радом с домом, накрытый одной крышей, ставили двухэтажный хозяйственный двор, который по уровню равнялся дому. У людей побогаче, окна рубили широкие, вдавленные в стену и украшенные резными наличниками. Фасад выходил строго на улицу, поэтому окна делали вровень с другими избами, и старались украсить получше.
Внутренняя часть избы разделялась на две части при помощи печи и буфета, часто имевшего две стороны, и стоявшего на одном уровне с печью. В нем помещалась все кухонные принадлежности и другие бытовые мелочи. Печь выполняла роль кровати, на ней ложились спать, грелись, сушили одежду, большая часть домашней утвари складывалась за печью. Напротив печи в углу “юмалчог”, святой угол, где всегда размещались иконы. А ниже все запасы, нитки, иглы, соль. Общий стол всегда ставили под стеной, окнами выходящей на улицу. В женской половине стояла кровать, было место дивану и сундуку, ткацкому станку, и вешали на потолок люльку.

Обряды

Одним из самых старых обрядов считается свадебный. Обычно свадьбы справляли зимой. Начинали от крещения и заканчивались в масленицу. До этого обязательно происходило сватовство, если невеста отказывала жениху, то бросала три деревянных полена в угол избы. Если давала согласие, родители ходили домой к жениху, смотреть его хозяйство. Потом происходило порученье, когда невеста причитала, ее подружки успокаивая, водили ее под руки. Заканчивалось порученье подарком жениху шейного платка. Церемония венчания шла при зажженной свече, от сглаза молодых. Обязательным было расчесывание волос невесте, перед свадьбой, и поедание рыбного пирога перед венчанием.
Похоронный обряд заключается в захоронении покойного на четвертый день, после смерти, его обряжали в одежду белого цвета, без вышивки. Покойника клали на лавку, голова была повернута в святой угол, а ноги к двери. Над ним вешали полотенце, это дорога в другой мир. Могли устроить веселые похороны, с песнями и плясками. С обходами по все дворам, куда при жизни часто ходил покойник. По дороге на кладбище всем встречным подавали угощение, если встретилась женщина, то на платке, если мужчина, то на полотенце. Поминают на девятый, двенадцатый и сороковой дни.

Занятия

Традиционными занятиями были сельхозработы, выращивали ячмень и рожь, немного пшеницы, бобы и горох, сажали картошку, лен, хмель и репу. Позднее стали добавляться овощи лук, капусту, редьку, морковь и стали сажать больше картофеля. Животноводство не было главным занятием. Проблема состояла в невозможности заготавливать корма на зиму. В местах проживания вепсов не было достаточного количества сенокосных угодий. Но, всегда в хозяйстве имелись пару коров, овцы и пара лошадей. В крепких хозяйствах было и 4-6 лошадей. К концу XIX столетия, начинает развиваться племенное скотоводство. Купцы покупают по окрестным деревням скот для перепродажи в Петербурге, что увеличило доходы коренных вепсов. Занятие рыбной ловлей и собирательством имело частный характер, только для семьи. Со второй половины XVIII столетия развиваются заготовки и спав леса. Занимались бурлачеством на больших реках Свирь, Нева, Оять. Процветало гончарное ремесло, была развита обработка древесины, плетение и художественная резьба. Пушной промысел на бобра, лису, зайца, куницу, выдру стал хорошим подспорьем в хозяйстве.

Традиционный наряд

Главной в костюме мужчины вепса стала рубаха, сшитая из домашнего домотканого холста, длинная в виде туники, с косым воротом, или прямой разрез с воротником стойкой. Красились такие рубахи в красный, или синий цвет. Подпоясывались вязаным, плетенным, или кожаным поясом. Брюки нижние и верхние, шили из белого домашнего холста, на верхней веревочной подвязке. Отличались только свадебные брюки, сшитые из тонкой ткани, на которых делали вышивку красными нитками, или цветными лентами. Вышитыми были и свадебные рубахи. Сверху носили суконные кафтаны, летом из полусукна, в холод суконный. Кафтан похож на обычный халат, с прямыми полами, без застежек. Зимой носили овчинный тулуп и шубу.
Женщины носили рубахи из белого домашнего холста, станушки. Нижняя часть покрывалась вышивкой. Поверх рубахи одевали ровный сарафан, с узкими бретелями, или юбку с полосатым узором, подвязывали передником, или поясом. Затем стали носить длинную юбку и кофту-казачок. На голове сороки, или повойники, сшитые из парчи и расшитые лентами и бисером. Зимой носили суконные кофты, тулупы. На голову, прямо на повойники повязывали шерстяной платок. На ноги летом, во время полевых работ, одевали лапти. В другое время ходили в сапогах.

Национальная кухня

Основным продуктом в традиционной вепсской кухне стали изделия из ржаной муки. Кислый ржаной хлеб, пироги -рыбники, помазуха, это открытый пирог с манной начинкой и яйцом. Очень часто выпекаемые открытые пироги-лодочки с разными начинками, калитки. Пироги-сканцы, выпекаемые для зятя. Употребляли разнообразные овощные супы, уху, которую готовили из свежей рыбы летом, а зимой из сушенного сущика. Мясо ели только с осени, когда забивали дома скот, или готовили дичь. Делали солонину в бочках и вялили на чердаках.
Из напитков традиционным является квас, в период свадеб готовили домашнее пиво. Водку пили очень редко по праздникам. Заваривали разные чаи.