карелы народность

Народность карелы

Карелы-народ, проживающий на территории республики Карелия, в Ленинградской, Тверской, Мурманской областях, насчитывающих более 90 тысяч представителей, общее название карьялайзет, собственно карелы – карьялани, подразделяются на этноси:

  • приладожские племена, проживают в Олонецкой Карелии – лигвиняйны, ливкейи, или ливвики,
  • прионежские племена – лююдилайне, пююдикей или людики.

 Эти группы отличаются диалектом.

Субэтноси лаппи, или лаппалайзет, проживающие поблизости озера Сегозера, ведущие свою линию от лопарей, проживавших ранее на этих территориях и подвергнутых ассимиляции карелами. По языку и культуре лаппи мало отличаются от карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи проживает в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта.

Происходят от финско-прибалтийской группы народов.

История появления

Карелы, это европеоиды беломоро-балтийской группы, проживающей в северо-восточной части Европы, расселившиеся на территориях от южного побережья Балтийского моря, до Уральских гор, это народности литовцы, латыши, карелы, вепсы, коми частично, ижора.

Народность карелы образовалась из отделившейся от племени весь группы, в поздний период Средневековья. Группа переселилась из области юга Ладожского озера на Карельский перешеек, где тогда обитали саамы, основными промыслами которых были охота и собирательство. Карелы начинают развивать домашнее скотоводство, земледелие. Живут в домах, построенных на срубах, развивают кузнечное дело. Основным местом расселения карелов стала долина реки Вуоксы, здесь возводится первый город Корела, являвшийся административным центром Карелии до конца XVII столетия. Далее племя расселялось по провинции Финляндии Саво, и далее по побережью Ботнического залива и Беломорью.

Документальные подтверждения существования карельских племен приходят из новгородских берестяных грамот, сообщающих о войне литовцев против «карелы».

Новгородская берестяная №590 от 1066 г.
«Литва встала на Корелоу»
Грамота сообщает о начале военных действий литовцев против карел.Наличие в левой части бересты специального знака — тамги,указывает на официальный характер сообщения .Грамота обозначается концом XI столетия. Из «Истории Норвегии» — о карелах. Запись датируется 1115 г .
«На северо-восток простираются за Норвегию многочисленные племена, преданные (о ужас!) язычеству, кирьялы и квены, рогатые финны, и те и другие бьярмоны.»(кирьялы-карелы,квены-финское племя. Бьярмоны-жители Бьярмии)

Последующие упоминания XII, а затем XIII столетия повествуют о смерти конунга данов Ивара Широкие Объятья, правившего в конце VIII столетия, и погибшего в месте Кирьялаботнар, что переводится как Карельские заливы, подразумевающие Ладожские заливы Карельского перешейка.

Следующее упоминание Карелии найдено в «Саге об Олафе святом», посвященной норвежскому королю Олафу, датируемой началом XI столетия.

Далее история рассказывает о военном походе карелов на финскую территорию и захвате города Ноуси, в 1178 году, пленении епископа Рудольфа, выполнявшего обязанности наместника шведского короля. Город в последствии постепенно пришел в упадок, а епископат перенесен в город Або.

Следующий военный поход карелов датируется 1187 годом, и результатом его стало разрушение города Ситгун, древней столицы Швеции.

В середине XIV столетия, чтобы укрепить границы, Новгородом создается Карельское княжество.

Русский период истории

В конце XV столетия, новгородские территории входят в состав Московского государства. Земли, населяемые карелами, длительное время подвергались нападкам завоевателей, бесконечные войны за право обладать Карельскими территориями, приводили к частой смене границ. Часть земель отошла к Швеции, населявшие ее люди, были насильно обращены в католиков. Карелы, оставшиеся на русских территориях, приняли православие. Этим объяснялось переселение карелов с окрестных областей Ладожского озера и долины Невы, после отхождения этих территорий Швеции, по московско-шведскому перемирию 1583 года. Переселение происходило в Тверские города Лихославль, Максатиха, Весьегорск, в бассейны рек Мологи и Медведицы. Область плотного расселения карелов делится, теперь уже на три части. Самая многочисленная область — Тверская, вторая часть Карельский уезд, территории, оставшиеся за Россией, третья находится в Кексгольском лене, отошедшем к Швеции. После окончания Северной войны, северные земли вновь объединились, а новая передача области Выборга в состав Финляндии снова разъединила карелов. Население Выборгской области подверглось влиянию финнов, и постепенно ассимилировалось в финский народ.  

В XX столетии, карельские области подвергались военной интервенции, менее года просуществовало Северокорельское государство, созданное советами в июле 1919, и прекратившее свое существование в мае 1920 года. В 1920 году, местными органами провозглашена Ухтинская республика, просуществовавшая до 1922 года. Летом 1920 года, издан декрет, об образовании автономного областного объединения Карельская трудовая коммуна, в последствии ставшей Республикой Карелия, с административным центром в городе Петрозаводск.

Языки

Карельский, входит в группу прибалтийско-финских языков, могут быть некоторые диалекты. Хорошо понимают русский.

Письменность пришла из средневековья, неоднократно меняла свою графическую основу, с 1989 года, в написании используется латиница.

Религия

До начала XIII столетия, карелы исповедовали язычество. После вторжения шведов, и насильственного насаждения католицизма на всех завоеванных территориях, русский новгородский князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, предпринимает поход для крещения населения, массово происходившее в 1227 году. Процесс крещения описан в Лаврентьевских списках Новгородских Ипатьевских летописей.

Карельские группы из Финляндии соответственно, приняли лютеранство, среди них, есть часть православных. В некоторых местах сохранились языческие верования.

Культура карелов

Издревле, карельские племена занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством, затем развивалось животноводство, в северных районах появилось домашнее оленеводство, развивается земледелие, рубка и сплав древесины. Начинают добывать железную руду из болот и озер, перерабатывать ее, пользоваться кованными орудиями труда, получают медь методом литья, появляются бронзовые, медные, серебряные ювелирные украшения. Охотились с луками и силками, рыбу ловили при помощи мережек, дорожей, неводов и удочек. Территории для охоты распределялись между всеми жителями, и переходили в семье по наследству. Развиваются ремесла, связанные с переработкой добытых полезных ископаемых, переработкой кожи убитых зверей, пушнины. Шитье, вышивка золотом и жемчугом, плетение из различных материалов, резка по дереву, появляется инкрустация цветными металлами, гончарство.

Поселки карелов традиционно располагались на прибрежных землях озер и рек. Выглядели всегда одинаково. Погост, на новгородском наречии церковь, сельский приход, строившийся на несколько окрестных маленьких деревень, иногда состоящих из 2-3 домов, что является характерной особенностью северных и восточных карел. Дома строились в один ряд по берегу, по северному типу, с использованием высокого подклета с крытым двором. Основной составляющей дома есть собственно изба, звучит как перт, вмещает сени – синчо, и клеть – айтт. Карелы живущие в приладожских и прионежских районах, снаружи украшали дома богатой деревянной резьбой, северные племена просто обшивали дома тесом. Внутри изба имела расположение помещений сходное с русскими новгородскими типами. Русская печь с открытым очагом в углу, вся домашняя утварь украшалась резьбой включая прялки, ткацкие станки и ручки граблей. Даже в русских селениях, граничащих с карельскими, появились резные узоры, украшающие жилища. В одном строении находились и помещения для скота. Отдельно строились амбары под продукты, третьим зданием возле дома была баня, которая в то время топилась по-черному.

По внешнему виду, представители народности относятся к европейскому типу, имеющему небольшую примесь от монголоидов. Этнограф Георгиевский, изучавший народность в XIX столетии, пишет, что они не отличаются высоким ростом, имеют среднее телосложение, русые волосы, нос ровный большой, глаза в основном светлые. Летом ходили в основном в рубахе, мужчины в подштанниках. Говорят, громко и эмоционально. Сметливы, предприимчивы, имеют чувство собственного достоинства.

Традиционные наряды

Традиционная одежда карелов очень близка по своему виду к русской. Мужская одежда: состоит из обычных штанов и длинной рубахи, пайду, с косым воротом, с конца XIX столетия входят в моду рубаха, имеющая небольшой отложной воротничком. На шею повязывался небольшой платок. Верхние кафтаны шились из холста, или сукна домашней работы. Зимняя верхняя одежда – тулуп или шуба.

Женская одежда: состоит из рубахи, ряччин, двух типов. Новгородский тип с отрезным верхом, и московский тип с ровными прямыми полками. В XVI столетии на рубаху одевают сарафан с косыми клиньями, на голову одевают кику, специальный убор, может быть с высоким передом как кокошник, с «рогами», или без них, добавляется волосник, покрывающий волосы. Со второй половины XIX столетия, сарафан становится прямым, на узких бретелях, на голову одевают повойник, головной убор, изготовленный из ткани особым способом сворачивания, закрывает волосы замужней женщины. У северных карел женская рубаха имела разрез на спине, а сверху сарафана повязывали фартук. На плечи набрасывали платок большого размера.

Рубаха и мужская, и женская украшались различными орнаментами, характерными именно для этого района. Северные племена украшали подол, ворот, плечи разноцветными вышивками, а рукава ярко-красными лентами. Южные племена вышивали только подол рубахи красными геометрическими фигурами.

обычаи и обряды

В доме обычно проживало три поколения карелов. Старшим в доме был старейший мужчина. Вопросы замужества и женитьбы решали родители, очень часто происходили похищения невест. Существовало два вида свадебных обрядов, северный – архаичный вариант, имевший свои особенности, свадебными представителями жениха на свадьбе выступает колдун и его подруга, устраивалось жертвоприношение животных, быков, баранов. И южный обряд, заимствованный у русских.

Самым почитаемым был праздник Кегри, день поминания усопших, переходящий в празднование окончания уборочных и полевых работ, и начала переработки льна и шерсти. Проходил в последние октябрьские дни, или в начале ноября. Особый колорит празднику придавало шествие ряженных. Описан в рунах (эпических песнях) «Калевалы», отражающих представление карелов об устройстве вселенной и их религиозных представлениях. Исполнение рун проходило под звуки кантеле, инструмента аналогичного гуслям.   

В связи с поздним появлением письменности, у карелов преобладает устное народное творчество, исторические легенды, песни, сказы и предания. Много лирических, шуточных, свадебных и плясовых песен. Произведения в прозе имеют иного малых форм, пословиц и поговорок, загадок.

Традиционная кухня

Национальные карельские блюда включают в себя сытные блюда, приготовленные из рыбы, мяса и молочных продуктов. Очень распространены блюда из озерной рыбы, применяемой в пищу в вареном, вяленном, сушеном виде. Очень характерна для карелов и сохранила свою первоначальную рецептуру местная уха – каларуока. Приготовленная на молоке, с использованием соленой рыбы, необычная, но очень приятная на вкус похлебка. Основная хитрость в приготовлении ухи, это процеживание рыбного бульона через слой древесного угля, для наваристости, уху заправляют мукой, яйцами, исландским мхом и березовыми почками.

выпечка

Очень интересна и разнообразна выпечка. Нежный и вкусный рыбный пирог с салом, запеченным в ржаном тесте – калакукко. Очень вкусные традиционные открытые пирожки из ржаной муки, выпекаемые с самыми разнообразными начинками – калитки, в переводе обозначает ладья, везущая солнце. Обязательным блюдом на столе являются сканцы, или пироги для зятя. Выпекаются из ржаного пресного теста, в виде полукруга с самыми разными начинками. Сейчас чаще выпекают из пшеничной муки. Хлеб пекут из ржаной, ячневой и пшеничной муки. Традиционный хлеб ржаной, без дрожжей. Фруктов практически не использовали, на зиму запасали клюкву, морошку и бруснику.

Сладких блюд и десертов очень мало. Из напитков традиционный квас, приготавливаемый из солода и ржаной муки. Варили кисели. В большом количестве пили клюквенный морс. Крепкие напитки употребляли мало.