Национальная одежда Карелов

Карелы – северный народ, проживающий на побережье Ладожского озера и Белого моря. Традиционная одежда всегда шилась из натуральных льняных, посконных, шерстяных тканей, верхняя одежда изготавливалась из обработанных звериных шкур и сукна. Применялись отделочные элементы в виде вышивки, лент, кисточек и помпонов. В женском костюме использовалось много декоративных аксессуаров. Одежда средневекового периода отличалась от одежды XVIII-XIX столетия.

Женский костюм

Главным элементом всех костюмов являлась рубаха, отличавшаяся способом кроя рукава и тканью. Носилась как нижнее белье и выполняла функцию верхней одежды. Для пошива рубахи в основном использовался льняной холст, или, со второй половины XIX столетия, хлопчатобумажные ткани фабричного производств. Верхняя часть шилась из ситца, низ рубахи продолжали делать из льняного холста. В крое рубахи выделяли две части: рукава и лиф, или станушку, подол которой украшался вышивкой. Рукава могли быть пышными и ровными, сама станушка прямая, такой тип рубахи считался “новгородским”. Существовал и “московский” тип, он считается привнесенным в карельскую культуру русскими, в таком случае рукав кроился ровный и прямой, собирался на запястье, или кроился по косой и суживался к запястью. Такой тип рубахи носили во второй половине XIX столетия. В это время еще встречается самый древний вид рубахи “смертная”, имеющая ровный свободный крой и прямые рукава. С этим предметом одежды было связано много суеверий, поэтому, чтобы защититься от злых сил в подол рубахи рекомендовалось воткнуть иголку без ушка.

В XIV-XVI столетии, карельские женщины носили сарафан, выкроенный по косой линии, спинка высокая, доходила до шеи, проймы для рукавов широкие и круглые. Впереди делали прямой разрез, с застежкой на медных пуговицах и верхняя часть завершалась круглым воротником. Назывался такой сарафан матурником. В верхней части разреза пришивалось тринадцать больших пуговиц, а ниже еще несколько штук меньшего размера. Более поздние образцы сарафанов, датируемые XVII столетием, имели прямой крой со сборкой на груди и узкими лямками. Такие сарафаны характерны для одежды финских женщин. Поверх сарафана повязывался фартук, обязательно другого цвета, а под ним повязывался широкий пояс, делалось это как оберег от злых сил. В более поздние периоды с XVIII столетия, вместо сарафана женщины карела стали носить рубаху и юбку, сшитую из домашнего полосатого домашнего полусукна, с продольными полосами. Поверху одевали ситцевую, или льняную крашеную кофту. Такой костюм назывался “парой”. Появляются короткие кофты с разрезами на спине, для удобства в работе (как нарукавники), сшитые из холста. Поверх юбки повязывался фартук. Вместо украшения, на плечах носили большой платок. Рубахи и сарафаны отделывали вышивкой.

Верхняя одежда состояла из серого суконного кафтана, с длинными широкими рукавами, часто с меховыми вставками. Прямого кроя, или приталенный со сборками. Байковые, или на меху шугайчики, с большим круглым воротником, и длинными ровными рукавами с отрезной талией, застегивался при помощи крючков и пуговиц. Мужской кафтан практически ничем не отличался от женского. Зимой карелки носили овчинный тулуп, или полушубок, а в более позднее время шубы, но только в дальнюю дорогу. На голове шерстяные платки и шарфы, на руках меховые рукавицы, или вязанные варежки из домашней шерсти.

Праздничные одежды отличались особой отделкой. Рубахи шились из отбеленного холста и коленкора, или красного цвета из кумача и александрейки, хлопчатобумажных тканей фабричного производства, появившиеся во второй половине XIX столетия. В Поморье шились рубахи с длинными рукавами розового цвета, только в начале XX столетия стали упоминаться рукава со сборками, и длиной до локтя. Рубаха отделывалась вышивкой по верху и обязательно по подолу холщевого низа, а также на вороте и плечах. Сюжетом рисунков были звери и природа, сюжеты из жизни. Распространены геометрические и однотонные рисунки.

Незамужние девушки носили длинные волосы, которые заплетали в косу. Летом ходили простоволосые, поверх повязывали ленту, а также вплетали ленту в косу, свободный край ленты свисал где-то на пол метра ниже косы. Ленту прикрывали сверху платком. Женщины замужние заплетали волосы в две косы, которые укладывали кругом вокруг головы, и сверху закрывали повойником. С ним связан свадебный обряд, во время которого волосы девушки расчесывали, заплетали в косы, потом укладывали их вокруг головы и накрывали повойником, что означало прощание с девичеством. В XIX столетии у женщин могли быть такие головные уборы: сорока, самшура, сборник, чепец, жемчуг, повойник. Это все разновидности головных уборов, принесенных с собой россиянами. Получают их путем особого сложения и закрепления, или сшивания полос ткани. Уделялось большое внимание украшению уборов, и вышивке бисером и жемчугом. Для карельских женщин характерно наличие платка в зимнее время, северянки носили круглые шапки из овчины, в некоторых областях одевали шапки-ушанки.

На ногах носили мягкие сапоги из сыромятной кожи на плоском ходу без каблука. Голенища широкие свободные. В зимнее время часто шили сапоги из меха, с поднятыми вверх носками. Для работы обували берестяные лапти, сплетенные как калоши без подвязок. Их часто меняли. Для украшения использовались бусы яркого цвета, серьги и кольца.

Традиционный женский костюм исчез из обихода в некоторых районах совсем недавно, всего лет тридцать назад. Хотя сарафаны носят и по сей день.

Мужская одежда

Карельский традиционный мужской костюм состоял из белой холщовой длинной рубахи прямого кроя, с длинными широкими рукавами, с воротником и прямым разрезом по финскому образу. А также носили рубахи-косоворотки, характерные в более поздние периоды истории. Для работы также по финскому обычаю, поверх белой рубахи одевали короткую, сшитую из ткани синего цвета, эта традиция прижилась и в конце XIX столетия карелы стали носить вторую короткую рубашку, сшитую из толстого полусукна. Брюки шили из белого холста, или полусукна прямые без вставок, с узким шагом. Обязательно был пояс, на ногах кожаные сапоги. Сверху одевали серый полусуконный, или суконный кафтан прямого кроя, распашной на пуговицах, или на одном верхнем крючке. Еще мог быть пониток, отличавшийся от кафтана длиной ниже колен, и наличием стоячего воротника. Северные карелы до XIX столетия носили рубаху поверх штанов, подвязанную поясом, а штаны заправлялись в сапоги. Со второй половины столетия, это были серые полусуконные брюки, в которые заправлялась рубаха, а брюки были спущены сверху сапог, по финскому образцу.

Зимой в дальние поездки одевали шубы, сшитые по талии, или отрезные по талии, в домашних условиях чаще был овчинный тулуп. Мужская одежда отличалась запашным кроем, когда правая пола накладывалась поверх левой и застегивалась на один крючок сверху. Воротников не было, их заменяли шерстяными шарфами из домашней шерсти. Широко распространилось ношение шейных платков. Поверх одежды повязывали обязательный аксессуар любого карельского мужчины пояс. Он мог быть кожаный, плетеный, сотканный из шерсти или льна, связанный из шерсти. В религиозных верованиях древних карел поясу отводилась роль магического защитника от злых сил природы. Он использовался в виде оберега. На парадную одежду карел, повязывался пояс на котором обязательно закреплялись кусочки меха белки-летяги, чтобы предупредить порчу, вшивались ячменные зерна и когти медведя, некоторые камни. На поясе носили мешочки с огнивом или трутом, обязательно крепились ножны для ножа.

Зимой носили рукавицы, сшитые из выдубленной кожи, или шкурок пушного зверья, вязанные из домашней шерсти. В северных районах варежки вязали из конского волоса для работы или рыбалки в холодное время года. Варежки также имели ритуальное значение, считались лучшим оберегом от всего зла. Продукты на свадьбах подавали женщины в варежках. Жених и невеста сидели за столом с закрытыми руками, в варежках. Умершим даже в летнее время одевали на руки варежки.

Летними головными уборами были фуражка с козырьком, у мужчин пожилого возраста могла быть валяная из шерсти шляпа. Со второй половины XIX столетия шляпы носили все мужчины. В зимнее время носились шапки с наушниками, сшитые из заячьего, лисьего меха, из овчины. Кто что мог позволить себе. По шапке судили о состоятельности человека. Обувью для работы были высокие берестяные лапти с подвязками. Летом носились мягкие сапоги из сыромятной кожи, обработанные дегтем. Зимой шились меховые сапоги с загнутыми вверх носами.

Праздничная одежда отличалась цветом рубахи, она была синего или красного цвета, приспущенная поверх брюк, заправленных в кожаные сапоги. На шею повязан платок и на голове валянная шерстяная шляпа. Поверх одевали поддевку или армяк из синего сукна.

Несмотря на то, что многие элементы пришли к карелам от русских, есть характерные только для карельской культуры детали: туникообразная рубаха, шейный платок, рабочие рукавицы из конского волоса, накомарник, чулки без пяток.