Карелия 18 — 20 вв

XVIII в


XVIII в Российском государстве знаменуется началом Северной войны. Военные действия, длившиеся более 20 лет, повлияли на развитие всех сфер деятельности Карелии. Наряду с русскими солдатами местные жители активно участвовали в военных действиях. Шведы неоднократно пытались завладеть приграничной крепостью Олонец, но карелы стойко держали оборону, защищая стены родного города. Формируясь в партизанские отряды, жители города во главе со священником И. Окуловым совершали набеги во вражеский стан. Царь Пётр I, желая завоевать шведскую крепость Нотебург в истоке Невы, в 1702 году перебросил из Архангельска 4000 солдат и артиллерии в район боевых действий через Карелию. Для этого местные жители проложили путь длиною в 170 км от села Нюхча в Поморье до Повенца – «Осудареву дорогу». 11 октября 1702 года Нотебург был взят, что предрешило итог военных действий за территорию невского побережья.


Во времена Северной войны Карелия становится центром оружейного производства России. По распоряжению Петра I строятся горные заводы (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), изготавливающие продукцию для нужд флота и армии (стрелковое и холодное оружие, корабельную оснастку, пушки и ядра). Вокруг Петровского завода, воздвигнутого в устье реки Лососинки, впоследствии строится город Петрозаводск. Наибольшего экономического расцвета заводы достигают в 1714-1721 гг. под руководством инженера В. Геннина, выписанного Петром I из Голландии. Качество изготавливаемой продукции заводов Карелии неизменно было на высоком уровне и ценились по всей стране. Ружья, изготовленные на олонецком производстве, предназначались только для гвардейского полка. Технология литья тонкостенных орудий, разработанная на Петровских заводах, являлась образцовой, рекомендовалась к применению во всех оружейных предприятиях страны.


Большими темпами развивается еще одна отрасль военной промышленности – судостроение. Открытая в 1703 году Олонецкая верфь на реке Свирь стала основой появления будущего Балтийского флота. В будущем, после появления Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, ее значение уменьшится, но строительство судов будет продолжаться еще долгое время. Основной рабочей силой на заводах и верфи были крестьяне Олонецкого уезда и Карельского поморья (около 50 тысяч человек). Трудясь на заводах в качестве отбывания феодальной повинности, карелы занимались их возведением, а затем и профильными работами: добывали топливо (болотную руду, уголь, лесоматериалы), поставляли сырьё. Основной контингент рабочих составляли мастера из центральных районов России, также крестьяне с бывших заонежских заводов. На Олонецкой верфи, наряду с русскими корабельщиками из Архангельска, Воронежа, Ростова, Нижнего Новгорода, трудились мастера из карельских крестьян.
В 1709 году, одержав победу под Полтавой, русские войска стала наступать на шведов во всех направлениях, в том числе и на карельское порубежье. Армия под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина в 1710 году захватили шведскую крепость Выборг, а спустя три месяца – гарнизон Кексгольма (Корелы).

С захватом Кексгольма столетняя оккупация шведами Карельского перешейка завершилась. Закончилась и затяжная Северная война. В 1721 году был подписан Ништадский мирный договор, согласно которому к территориям России были присоединены Прибалтика, а также юго-западная часть Карелии с Кексгольмом и Выборгом (бывший Корельский уезд).


Во время правления Петра I в Карелии меняется административное устройство. В 1708 году появляется Петербургская губерния, куда входят Олонецкий уезд вместе с землями Корельского уезда; к Архангельской губернии было присоединено Карельское Поморье. В 1719 году Олонецкий уезд получили статус провинции (области) Петербургской губернии. А после смерти Петра I Олонецкая провинция была присоединена к Новгородской губернии. Бывший Корельский уезд был передан в состав недавно появившейся Выборгской губернии (1744 г.).


После окончания Северной войны Петровские заводы стали постепенно сокращаться, и уже к 1730 году большая часть из них были закрыты (исключение составил Кончезерский литейный завод по производству меди и чугуна). Но активно продолжает развиваться освоение минеральных богатств Карелии. За время работы Воицкого рудника (1730-1782 г.) было добыто и переработано большое количество медной руды, около пяти пудов золота. С середины XVIII века появляется новая отрасль промышленности – добыча декоративного камня. Возле города Сердоболя в 1766 году открывают месторождение и начинают добычу мрамора; в 1768 рядом с селами Тивдия и Шокша находят малиновый кварцит; возле села Соломенного – брекчию.


Начало русско-турецкой войны побудило административный аппарат Екатерины II вновь запустить производство оружейных заводов Карелии. Согласно постановлению императрицы в 1773-1774 годах под руководством А.С. Ярцова был возведен Александровский пушечнолитейный завод в Петровской слободе. Позже, в 1787-1796 годах, предприятие было реконструировано с учетом европейского опыта (руководителем проекта стал британский инженер Ч. Гаскойн). По его предложениям на заводе появился «чугунный колесопровод» — первый вариант железной дороги в России. Продукция предприятия неизменно отличалась высоким качеством. Об этом даже высказался А.В. Суворов, посетивший завод в 1791 году. Без сомнения, Александровский завод являлся флагманом оружейной индустрии России. В арсенале завода, помимо изготовления военного оружия, было и художественное литье из чугуна, производство железа для кровли, изготовление предметов домашнего обихода. Многие парки и дворцы Российской империи были украшены продукцией мастеров Александровского завода. Также именно карельскими петрозаводскими инженерами была изготовлена первая в России паровая машина по системе Д. Уатта, эффективно работавшая при Петербургской монетном дворе.


Также активно развивается лесопильная промышленность. К концу XVIII в Карелии существовало 16 водяных «пильных мельниц», владельцами которых были столичные и олонецкие купцы. Часть спиленного леса переплавлялась по воде в Санкт-Петербург; оставшаяся часть использовалась на месте для постройки судов.
Существенные изменения в среде крестьянского населения Карелии произошли в XVIII веке. Ранее приписанные к Петровским заводам крестьяне в связи с рядом сокращений (1725-1729 гг.) стали подпадать под статус монастырских и государственных. Приписанными к заводам числились только жители Заонежья и западного Прионежья. В 1764 году, вследствие секуляризации церковного имущества, крестьяне, приписанные к монастырям, стали относиться к государственному учреждению – Коллегии экономии. Позже, когда Коллегия была распущена (1786 г.) – они снова были причислены к государственным. В некоторых областях Карелии (на юге края) по-прежнему сохранилось небольшое число крестьян, приписанных к мелким помещикам. По сравнению с государственными, крепостные карельские крестьяне находились в более плачевном положении, что стало причиной очередного Кижского восстания (1769-1771 гг.), в котором участвовало все крестьяне Олонецкого округа. Усилиями русской армии восстание было подавлено.

К середине XVIII века, благодаря слаженному и напряженному труду карельского крестьянства, восстанавливается объём посевных площадей, пришедших в упадок в годы Северной войны. Многие жители предпринимали попытки расширить свои хозяйственные угодья за счет вырубки лесов (подсек), однако местные власти относились к этому неодобрительно, запрещая подсечное земледелие.
В Карелии XVIII века хорошо налажен общероссийский торговый рынок сбыта. Крестьяне начинают выращивать и поставлять на продажу лён. Особенно льноводством славился Пудожский уезд – ежегодно до 25 пудов льна в уезде продавалось для Санкт-Петербурга, поставлялся лён для местных ярмарок, продавался за границу.
Помимо традиционных для крестьян занятий в промысловой сфере (охота, рыболовство, солеварение) многие карелы начали наниматься на сезонные работы в крупные города: в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и другие. Такой вид работ назывался отходничеством.


В 1784 году российское правительство о приказу Екатерины II провело очередную административную реформу: Олонецкая провинция была переименована в губернию с центром в городе Петрозаводске. Губерния включала в себя 8 уездов: Петрозаводский, повенецкий, Олонецкий, Лодейнопольский, Вытегорский, Пудожский, Каргопольский и Кемский (позже, в начале XIX века, Кемский уезд был присоединен к Архангельской губернии). Г.Р. Державин стал первым олонецким губернатором.


В 1809 году к владениям Российской империи была присоединена Финляндия (но на правах автономного княжества, с сохранением своих законов и административного аппарата), что положительно повлияло на геополитическое положение Карелии. Многие века бывшая граница со Швецией была источником бед, разорений и войн. Теперь же она становится мирным рубежом с княжеством в составе России – Финляндией.


В 1811 году Александр I присоединил к Великому Финляндскому княжеству Выборгскую губернию, тем самым ограничив этническую консолидацию карел северо-западного Приладожья и населения Олонецкой губернии.
Жители Карелии принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года, отражая нападение наполеоновской армии. Вепсы и карелы сражались плечом к плечу с русскими солдатами в рядах армии Российской империи. Около 4 тысяч коренного населения края стали рекрутами. Храбро и смело защищали Багратионовы флеши в Бородинском сражении воины 20-го Петрозаводского егерского полка, сформированного в г. Олонец. Этот полк первым в русской армии получил новую награду за боевые заслуги в Отечественной войне – знаки на кивера всем воинам полка с надписью «За отличие».


Во время Отечественной войны появляются и отряды ополчения, отряды стрелков – добровольцев из числа олонецкие крестьяне. Вместе с солдатами Российской армии ополченцы прошли весь путь Отечественной войны – от России до Франции.
Большой вклад в материальное обеспечение русских войск внесли карельские заводские труженики в тылу. Крестьяне Александровского и Кончезерского заводов во время Отечественной войны изготовили для фронта более 1000 орудий, множество артиллерийских снарядов и чугунных пуль. Вместе с инженерами над выполнением военных заказов работали тысячи приписных крестьян, добывая уголь и руду для работы оборудования на заводах.


После победы в Отечественной войне развитие металлургии в Карелии стало замедляться. Рудные месторождения, находящиеся вблизи заводов, к тому времени истощились, в производстве пушек и снарядов не было нужды. К тому же заводы Карелии значительно отставали от металлургических и металлообрабатывающих предприятий центральной части России.


Проблемная экономическая ситуация сложилась и в сфере добычи и распила леса. В конце XVIII века губернские администрации при поддержке российского правительства установили регламентацию для частных предпринимателей в области лесопиления, объяснив новые правила заботой о сохранении природных ресурсов (лесов). Для каждой лесопилки вводится специальный налог, как следствие — деятельность многих из них была прекращена. Но, повысив производительность лесопилок, многим предпринимателям удалось сохранить объём производства пиломатериалов.

XIX в


В первой половине XIX века развитие сельского хозяйства характеризуется относительной стабильностью. Несмотря на увеличение посевных площадей, низкая урожайность отрицательно сказалась на обеспечении народа зерном, особенно жителей севера Карелии. Экономя зерно и пытаясь растянуть его на долгое время, многие крестьяне даже добавляли в муку молотую кору деревьев, мох и солому.
Активно развивалось животноводство. Крестьяне систематически поставляли на рынки и базары мясо, молочные продукты.
Также усиливается товарное значение традиционных промыслов – рыболовства и охоты. Возрастает объём продаж рыбы, выловленной жителями карельского Поморья на озёрах, в заливах Белого моря, на Мурманском берегу Баренцева моря. Пойманную рыбу сбывали на рынках и ярмарках Архангельска, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Шуньги. Хорошо продавались на северных ярмарках и продукция охотничьего ремесла.
Активно развивается строительство судов. Для постройки судов купцы, торговцы рыбой, владельцы лесопилок нанимали на работы местных крестьян. Строительство судов происходило большими темпами: на территории южной Карелии в 1850 году их было изготовлено около 70. К этому времени морской флот Карельского Поморья, созданный крестьянами, насчитывал более 300 мореходных судов.


Во второй половине XIX века происходят значительные изменения в экономической и общественной жизни России вследствие отмены крепостного права, изменения системы государственного управления. Существенное влияние на привычный уклад жизни приписных крестьян, работников Олонецких горных заводов, государственных крестьян оказала крестьянская реформа 1861 года. Многие крестьяне лишились принадлежащих им земельных наделов, подсечных угодий, которые отошли казенному ведомству. Взамен они получили заброшенные и непригодные для обработки участки земли. Реформа надолго затормозила развитие хозяйственного устройства деревень в пореформенное время.


14 февраля 1866 года император Александр II издал указ о введении земского управления в Олонецкой губернии (в Архангельской губернии, Кемском уезде оно было введено только после революции 1917 года). Согласно указу, наряду с представителями поместного дворянства в составе земских учреждений также избирались и люди крестьянского происхождения. Бюджет земских учреждений формировался из сборов, полученных с казенных лесов и земель. Также функцией земских учреждений было ведение работ по решению проблем края (в силу своих возможностей и компетенций). Одним из первых в России Олонецкое земство озвучило проблему необходимости всеобщего начального образования. На средства земства были проведены несколько научных экспедиций, организована участковая система медицинского обслуживания местного населения, были приняты меры по улучшению дорог, созданы ветеринарные и агрономические службы. В связи с проводимыми реформами значительно вырастают и расходы Олонецкого земства, превышая вдвое общероссийский уровень.
Реформы 1860-1870 гг. имели большое прогрессивное значение для местного крестьянства: введение городской реформы позволило избирать городское управление из представителей различных сословий, согласно военной реформе была отменена рекрутчина и заменена всеобщей воинской обязанностью.


Во время реформ вырастает объём сбора зерновых культур на треть, повышается агрономическая культура земледелия. Уровень подсечного земледелия снижается, разрабатываются и удобряются поля. Земство оказывает помощь крестьянам в покупке качественных семян. Зажиточные крестьяне осваивают метод мелиорации своих земель. Но при всех достижениях общий уровень земледелия был невысок, урожайность не покрывала продовольственных нужд.
Активно развивалось животноводство. За период 1860-1890 гг. вырастает поголовье крупного рогатого скота на 30%, увеличивается количество лошадей на 22%. Большее количество мясных продуктов поставляется на рынки и базары. Сдерживающим фактором развития животноводства стала нехватка кормов для скота, малое количество наделов для сенокосов. Немногочисленные пахотные земли крестьяне стремились засеять хлебом, посевы кормовых культур были им невыгодны. Несмотря на некоторый прогресс, животноводство и земледелие в основном носило потребительский характер, без определенного развития товарных тенденций.


Более 90% крестьянских хозяйств занимались промыслами, которые были для них основным материальным источником. Активно развивается сфера лесопиления. На работы по добыче и справу леса каждый год нанимаются 25 тысяч крестьян. Осваиваются сферы извоза, работы на водных путях (погрузка и разгрузка судов). Важным источником денежных средств является лесной промысел, рыболовство. Появляются и повсеместно распространяются кустарные производства: столярное и бондарное дело, кожевенные лавки, колесно-экипажные мастерские и другие. Ежегодно тысячи крестьян уходят на заработки в крупные города России, где подряжаются на работы каменщиками, столярами, каменотесами, стекольщиками, разнорабочими.


Происходит социальное расслоение среди жителей деревень. Наиболее обеспеченные, зажиточные крестьяне представляли слой сельской буржуазии. К ним относились ростовщики, владельцы лесопилок, торговых лавок, скупщики. Слой бедняков был представлен крестьянами, выполняющими сезонные работы, и живших на средства своего хозяйства, промысловой деятельности.


В период реформ продолжают функционировать предприятия металлургической области. Работает Александровский завод, изготавливающий оружие (пушки и снаряды). Растет стоимость производимой продукции: за 1880-1890 годы цена на оружие увеличивается в 1,5 раза и достигает почти 6 миллионов рублей. Однако промышленный кризис 1900 года негативно сказывается на экономике металлургических заводов. Были закрыты многие из них, занимавшиеся выплавкой чугуна. Реконструированный в 1902 году Александровский завод перешел на изготовление продукции из стали на основе уральского чугуна. В конце XIX века частные предприниматели Карелии построили четыре завода по плавке чугуна (Святнаволоцкий, Сеговецкий, Тулмозерский и Видлицкий), просуществовавших недолгое время. Видлицкий завод, находившийся в ведомости Путиловских заводов, работал до 1907 года; остальные были закрыты еще раньше. Низкое качество местной руды и нерентабельность производимой продукции стали основной причиной спада металлургического производства.


В экономике края основной сферой являлась лесная промышленность. Во время реформ увеличилась заготовка древесины в 5 раз, достигнув в начале XX века показателя 1150 тысяч бревен в год. Активно добывалось дровяное сырьё для топлива. Основным потребителем заготовленной в Карелии древесины был Санкт-Петербург, остатки же перерабатывались на местных лесопилках.


Развитию лесопиления способствовало строительство новых паровых лесопильных заводов: Шальского завода купца Н. Русанова в Пудожском уезде (1870 г.), Соломенского завода И. Громова (1874 г.), Шальского завода И. Лебедева (1882 г.). Обработанный пиломатериал с заводов также поставлялся в столицу. Карельское Поморье стало крупным центром лесопиления. В устье реки Выга близ города Беломорск крупные предприниматели Беляевы строят два лесозавода (1869 г., 1876 г.). Строятся и начинают работу Керетский лесозавод братьев Савиных, Кемский лесозавод Суркова и Шергольда, Ковдский завод фирмы «Н. Русанов и сын», лесопильный завод Г. Ослунга, завод К. Стюарта.

Продукция заводов была предназначена исключительно для экспорта. Также предпринимались попытки запустить на заводах процесс более глубокой обработки древесины: в Петрозаводске были построены две спичечные фабрики; в Олонецком уезде, в селе Усланка, купец Тейфель основал картонную фабрику, перерабатывающую до 10 тысяч пудов картона в год. Сфера лесопиления к началу XX века занимало 2/3 всей выпускаемой промышленной продукции края; металлургия и металлообработка – лишь 1/3.


Развивались торговые процессы Карелии с другими регионами России, откуда в край поставлялся хлеб и промышленные изделия. Проводимые в Карелии ярмарки играли важную роль во внутренней торговле. Растет и ширится сеть розничных торговых организаций. В начале XX века центром внутренней торговли становится Петрозаводск, в котором действовало свыше 100 торговых предприятий с денежным оборотом более 1 миллиона рублей. Налаживается международная торговля. Крестьяне Карельского Поморья активно торгуют с Норвегией; торговцы Кемского уезда занимаются сбытом продукции в Финляндии. Задействовано в международной торговле было более 2 тысяч жителей Карелии.
Во время реформ становится регулярным курсирование грузопассажирских пароходов между Петрозаводском и Санкт-Петербургом, появляется пароходная линия из Петрозаводска с пристанями в Повенце, Пудожье (Подпорожье) и в других городах. В 1890 году возникает регулярная пароходная дорога между Архангельском и Карельским Поморьем.


Итогом развития частного предпринимательства в Карелии становится социальное расслоение среди населения на пролетариат (рабочий класс) и торгово-промышленную буржуазию. В составе буржуазии частично присутствовали потомки старинных купеческих родов, но основную долю составляли разбогатевшие крестьяне. Братьям Савиным из Поморья, владельцам Керетского лесозавода, первый достаток принес рыболовный промысел и сбыт рыбы в крупные города (Санкт-Петербург, Архангельск). Братья Неймановы и Тихоновы, владевшие крупными торговыми площадями в Петрозаводске, также были выходцами из пригородных селений Карелии. В. Куттуев, основатель Куйтежского металлозавода, был родом и крестьян Олонецкого уезда.

Многие подрядчики лесозаготовок также вышли из крестьянской среды: Кирьяновы, Кипрушкины и Фершуковы из села Падва, Селиверстовы из Остречин, Кораблевы из Шалы. В состав буржуазии входили как русские, так и карельские семьи (Куттуевы, Кононовы, Леонтьевы, Шуттиевы и другие). Всего их насчитывалось около 300-400 семей.

Рабочий класс составляли два типа людей: в металлургической промышленности в основном трудились крестьяне из семей потомственных мастеров; в лесной промышленности и частных торговых организациях основную массу работников представляли обедневшие крестьяне, покинувшие деревни в поисках заработка. К 1900 году общее количество рабочих фабрик и заводов Карелии составляло 3,5 тысячи человек, и половина из них трудилась в сфере лесной промышленности. Еще одним социальным слоем являлись сезонные рабочие, численность которых к концу 1890 года составляла около 35 тысяч человек. Они нанимались на выполнение самых разнообразных работ: грузчиками на пристанях и портах, заготовка и сплав леса, доставка топлива и сырья для заводов. Наемными сезонными рабочими становилось большое количество жителей карельских волостей, большая часть которых трудилась на лесозаготовках.

Начало XX в


Начало XX века характеризуется наступлением экономического кризиса, который был отягощен неурожаями 1902-1904 годов, что вызвало рост социальной напряженности в Карелии. Первая русская революция 1905-1907 года ознаменовалась началом забастовок на промышленных предприятиях Петрозаводска и Карельского Поморья, крестьянских волнений в деревнях. В селах Беломорской Карелии повсеместно проводились митинги и собрания, на которых выдвигались национально-демократические требования. На фоне революции появляются местные организации политических партий: октябристская и кадетская (1905 г.), социал-демократическая и эсеровская (1906 г.). Появление первого профсоюза, организованного рабочими Кемского лесопильного завода, происходит в сентябре 1906. В Беломорской Карелии распространение национального движения приводит к появлению «Союза беломорских карел» (1906 г.), ставившего своей целью «улучшение духовного и материального положения населения северокарельских волостей на основе сближения с Финляндией».

В противовес идеям «Союза беломорских карел», в 1907 году при администрации и епархии Олонецкой губернии создается «Карельское православное братство», поставившее целью «укрепить среди карел русское церковное начало». После завершения революции в результате жесткой репрессии деятельность всех партийных организаций и профсоюзов была ликвидирована. «Союз беломорских карел» существовал только в Финляндии.


17 октября 1905 года все население края приняло участие в формировании общероссийского законодательного органа (на основании манифеста Николая II). От Олонецкой губернии в члены Государственной думы России во все 4 созыва избиралось по три депутата. Выборные мероприятия вызвали большой интерес в общественной жизни Карелии, несмотря на недемократичность избирательной системы.


Не дала ожидаемых результатов аграрная реформа П.А. Столыпина. Несмотря на административные требования, к 1916 году в Олонецкой губернии всего 13,6% хозяйств вышли из общины, составив 4% земель общинного землевладения. Вместе с тем реформа Столыпина способствовала хозяйственному подъёму Карельского края. В деревнях и селах разворачивается кооперативное движение. Ранее сократившееся поголовье скота к 1913 году выходит на показатели значительного прироста; активно развивается молочная промышленность. В хозяйственной деятельности крестьяне осваивают новые технологии: многопольные севообороты, травосеяние.


В области лесопильного производства наблюдается рост спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Строятся новые предприятия лесной промышленности: завод А.П. Беляева в селе Соломенном (1908 г.); завод Э. Бранта в деревне Суна Петрозаводского уезда (1910 г.); третий завод фирмы «П. Беляев и наследники» в селе Сорока (1911 г.); завод К. Стюарта возле села Сорока (1912 г.). К 1913 году в Карельском крае было открыто и функционировало 18 лесопильных предприятий. Выросло количество заготавливаемого леса. Объем изготовленных пиломатериалов увеличился в два раза (по сравнению с 1900 годом) и составил 386 тысяч кубометров.

Одно из важных событий экономической жизни края – запуск первой гидроэлектростанции в 1910 году на реке Лососинка в Петрозаводске.
Активно развивается деятельность «Онежского пароходного общества», созданного в 1905 году (директор В.Д. Лысанов). Организация владела множеством пассажирских и грузовых пароходов, была монополистом на водных сообщениях петербургской линии, местных маршрутных линиях.


Несмотря на положительную динамику развития некоторых видов промышленности, экономическое развитие Карелии тех лет все еще являлось ограниченным. В индустриальном плане край отставал от показателей страны. Если к 1913 году по России продукция обрабатывающей промышленности на душу населения составляла порядка 40 рублей, то в Олонецкой губернии — только 8 рублей. Оставалась актуальной проблема развития дорожных сетей. Более половины общего количества сел и деревень (60%) не имели никакого дорожного сообщения, кроме пешеходных тропинок.
Лишь во времена Первой мировой войны было начато строительство Мурманской железной дороги, проложившей путь от Карелии к центру страны.